Ученическое самоуправление
Ученическое самоуправление - форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.
План работы органа ученического самоуправления МБОУ «Новозоринская СОШ» 2024 – 2025 учебный год
Цель - формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи ученического самоуправления:
• Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
• Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
• Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
• Организация деятельности органов ученического само¬управления;
• Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
• Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
• Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
• Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
• Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
• Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.
1. Принципы построения и развития ученического самоуправления.
• Равноправие - все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения;
• Выборность - полномочия приобретаются в результате выборов и обсуждений;
• Откровенность и гласность - работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся;
• Законность - неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов;
• Целесообразность - деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся;
• Гуманность - действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах;
• Самодеятельность - творчество, активность, самостоятельность учащихся;
• Ответственность - необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и её результатах перед представителями Совета, учащимися и учителями.
2. Содержание деятельности органов ученического самоуправления
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
• Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
• Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
• Спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, спортивных эстафет, дней здоровья;
• Художественно-эстетическая деятельность - тематические концерты, фестивали, праздники, конкурсы, акции, выставки, встречи;
• Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
3. Модель ученического самоуправления
4. Структура уровней ученического самоуправления школы.
Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.
Первый уровень - индивидуальный, отдельные учащиеся, имеющие право избирать и быть избранными в органы ученического самоуправления, активно принимающие в нём участие, классы, выбирающие из своего числа представителя в органы ученического самоуправления, и выдвигающие кандидата в Председатели ученического самоуправления.
Индивидуальный уровень – ученик.
Педагогические задачи:
• Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;
• Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
• Воспитание ответственности за порученные дела;
• Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.
Второй уровень - школьное самоуправление.
Совет занимается законотворческой деятельностью, проводящей совместные заседания с привлечением общественности, в функции которого входит планирование и отслеживание текущих дел. Председатель Совета ученического самоуправления - регламентирует и отслеживает работу органов ученического самоуправления.
Совет школы – высший орган самоуправления школы.
Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.
Педагогические задачи:
• Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
• Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
• Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;
• Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.
Общешкольное ученическое самоуправление.
Педагогические задачи:
• Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
• Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
• Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;
• Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.
5. Содержательный блок
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:
Центр Ведущий вид деятельностиСодержаниеЦентр науки и образования Познавательная деятельность предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)Центр спорта и здоровья Спортивно – оздоровительная деятельность организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья
Центр культуры и досуга
Центр рекламы и информации
Художественно – эстетическая деятельность тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречиЦентр труда и экологии Трудовая деятельность тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории.
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Основные формы ученического самоуправления.
• Заседания Совета ученического самоуправления;
• Участие в работе собрания;
• Участие в работе ученических и родительских собраний;
• Проведение благотворительных и иных акций;
• Проведение социологических опросов;
• Участие в работе творческих групп;
• Проведение круглых столов;
• Организация и проведение досуговых мероприятий;
• Организация и проведение спортивных соревнований;
• Другие формы работы.
Нормативные документы регулирующие вопросы школьного самоуправления:
- Устав школы
- Положение о Совете обучающихся
- Конвенция о правах ребёнка
- Конституция Российской Федерации
- Закон об образовании
- Всеобщая декларация прав человека
- Локальные акты, регламентирующие деятельность школы
Деятельность ученического самоуправления